НЛП в образовании
НЛП И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ П.И.Барабаш (Хабаровск, ВЦ ДВО Российской АН) "Каждый заключен в тюрьму своих собственных идей." А.Эйнштейн За последние пять лет в нашей стране получила огромную популярность литература по эриксоновской психотерапии и нейролингвистическому программированию (НЛП). НЛП изучают и успешно используют в своей деятельности учителя, политики, бизнесмены, психологи, медицинские работники. Тренировочные семинары по НЛП стали традиционной формой обучения, позволяющей в сжатые сроки получить необходимые навыки. В тоже время появляются публикации о манипулировании человеческим сознанием, а значит и поведением. Какая опасность существует для общества, что какая-то группа людей или даже государство будут использовать последние достижения в области психологии и гипноза для достижения своих тоталитарных целей, для зомбирования людей, превращая их в послушных марионеток? Какие основные положения такого модного направления в практической психологии как НЛП? Можно ли использовать НЛП для развития способностей? На эти и ряд других вопросов автор попытается ответить в этой статье. Как-то одному провинциальному зоопарку полярники подарили белого медведя. Дирекция распорядилась временно поместить медведя в большую клетку, пока не будет построен бассейн. Но даже самая большая клетка, какая нашлась в зоопарке, оказалась тесной для полярного гиганта. И медведь делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался, задевая прутья клетки, затем три шага в другую, опять грузно разворачивался... Прошло некоторое время, работы по сооружению бассейна были полностью закончены, прутья клетки разобрали, и у медведя появились новые возможности. Но медведь упорно продолжал делать три шага в одну сторону, грузно разворачивался, затем три шага в другую сторону, и опять грузно разворачивался... За это время он тоже построил не менее прочную клетку... клетку внутри себя. Эта история может послужить хорошей метафорой для описания жизни многих наших современников, когда внешние условия жизни меняются, предоставляются новые возможности, но старые стереотипы поведения сохраняются. Сама эта история рассказана в одной из книг Ричарда Бендлера и Джона Гриндера - создателей нового направления в психологии, которое называется нейролингвистическое направление (НЛП). Немного об истории возникновения. В начале семидесятых годов развивается новое направление в науке: область искусственного интеллекта [2]. Создаются первые компьютерные программы играющие в шахматы, моделирующие работу композитора, сочиняющие стихи, экспертные системы, первая программа имитирующая работу психотерапевта «Элиза» и т.д. НЛП было создано специалистами в области компьютерных технологий, изучавшим стратегии поведения гениальных коммуникаторов: психотерапевтов, бизнесменов, педагогов, - с целью разработать информационно-математическую модель их поведения. Основные результаты были получены при изучении творческой деятельности таких выдающиеся психотерапевтов, как Вирджиния Сэйтер, Фриц Перлс и Милтон Эриксон. Первые фундаментальные работы [3, 4] были посвящены структурной лингвистике, они вышли в 1975 и 1976 годах под названием «Структура магического». В этих трудах были описана мета-модель языка, позволяющая психотерапевту эффективно работать с клиентом, анализируя шаблоны речевых конструкций. Некоторые называют НЛП психологическим карате. Что же, это звучит неплохо. У американцев есть поговорка, что Бог создал людей сильными и слабыми, но пришел Кольт и уравнял шансы людей. Перефразируя эту поговорку, можно сказать, что Бог создал людей умными и глупыми, но Р.Бендлер и Дж.Гриндер создали НЛП и уравняли шансы. Недаром одна из книг по НЛП [8] называется «Используйте свой мозг для изменения». Если попытаться в сжатой форме отразить мировоззрение НЛП то лучше всего это сделать через его аксиоматику (основные пресуппозиции). • Карта - это еще не территория. Здесь под картой понимается модель мира, которую строит каждый человек и затем пользует ее. Эта модель является субъективной и зависит от разрешающей способности наших сенсорных каналов (нейрофизиологиии), а также от множества фильтров, через которые проходит поступающая информация. Такими фильтрами могут быть некоторые убеждения, культуральные особенности, цели и задачи, которые ставятся при обработке информации. • Сознание и тело - это части одной и той же кибернетической системы. Человек рассматривается как кибернетическое устройство, где телу отводится роль как бы оборудованию, которое управляется психикой, т.е. набором готовых программ. Психика и физиология взаимосвязаны и мы можем воздействовать на психику через физиологию, и наоборот. • Субъективный опыт образуется из сенсорной информации: визуальных образов (V), звуков (A), вкусовых ощущений (G), запахов (O), чувств (K). Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. Основными сенсорными информационными каналами для нас являются визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К). Таким образом вся информация, с помощью которой создается карта, состоит из кортежа {V,А,К,O,G}. Каждый элемент кортежа называется модальностью в НЛП и в свою очередь может быть разложен на более тонкие составляющие: субмодальности. Работая с субмодальностями, и внося на их уровне необходимые изменения, мы можем изменять субъективный опыт. • Смысл моего общения заключается в той реакции, которую он вызывает. Не бывает поражений, а есть только обратная связь. Если я получаю не тот результат, то это означает только одно: надо делать по другому. Это особенно бывает важно, когда психолог сталкивается с сопротивлением клиента, учитель - ученика, врач - пациента, и т.д. • Любое поведение имеет позитивную направленность. Предполагается, что существует на подсознательном уровне как бы некоторая часть, которая отвечает за соответствующий паттерн поведения. Эта часть пытается осуществить какие-то полезные функции, но делает это теми средствами, которым обучена. Решение проблемы в таком случае заключается в переобучении этой части. • Каждый располагает необходимыми ресурсами для достижения своих целей. В опыте самого человека и других людей есть все необходимое для решения возникающих проблем. НЛП занимается моделированием процессов мышления и поведения, позволяет определить « Как люди думают, когда они думают?», дает методики изучения стратегий эффективного поведения одних людей с целью обучения других [6, 8]. В рамках НЛП разработаны эффективные процедуры позволяющие генерировать новые стратегии поведения. Одной из таких широко известных техник является шестишаговый рефрейминг [7]. На примере этой техники попробуем понять основные принципы переформирования происходящие на уровне подсознания. Шаг 1. Устанавливаются сигналы доступа к подсознанию. Это может быть поднятие одного пальца - сигнал «да», другого - «нет», что позволит использовать на следующих шагах более глубо-кую гипнотическую индукцию. Шаг 2. Определяется паттерн поведения, который следует изменить. Клиент вступает в диалог с этим паттерном на подсознательном уровне, что придает ему большую актуальность. Этот паттерн можно обозначить каким-нибудь именем, например «Х». Таким образом дается условно-рефлекторное закрепление. Шаг 3. Отделение позитивной функции части «Х» от ее поведения. На этом шаге обычно задается вопрос подсознанию следующего типа: «Не хочет ли часть «Х» сообщить на сознательном уровне чего она собственно добивается осуществляя данное поведение?». Как правило, подсознание выдает истинные причины такого поведения. Таким образом с помощью этого шага происходит ослабление старых рефлекторных связей. В случае, если получен сигнал «нет», то считается, что намерения подсознания неприемлемы для осознания. Шаг 4. Создание новых альтернатив поведения. На этом шаге устанавливается контакт с творческой частью. Часть «Х» сообщает творческой части свое намерение, а творческая часть в свою очередь генерирует новые варианты поведения для «Х», до тех пор пока та не выберет для себя три приемлемых для нее и позволяющих осуществить предполагаемое намерение. Шаг 5. Необходимо спросить подсознательную часть «Х», возьмет ли она на себя ответственность применить новые стереотипы поведения, как более эффективные. Если ответ «нет», то следует вернуться к шагу 3. Здесь происходит дополнительное внушение, что новые варианты поведения являются более эффективными, и с помощью сигнала «да» происходит его условно-рефлекторное закрепление. Шаг 6. Экологическая проверка. На этом этапе проверяются на корректность новые паттерны поведения по отношению к другим частям. Задается вопрос: «Существуют ли какая-нибудь часть вашей личности, которая возражают против выбранных паттернов поведения?». Если получен ответ «да», то надо все повторить начиная с шага 2, объединив эту новую часть с «Х» на всех последующих шагах. Фактически, на этом этапе проверяется прошло ли постгипнотическое внушение. Если возражающих частей нет, то алгоритм шестишагового переформирования можно считать завершенным. Как хорошо можно заметить из приведенного алгоритма, техника рефрейминга является суггестивной. Клиенту фактически внушается, что новые варианты поведения лучше старых. Но эта суггестия является недирективной и опирается на внутренние ресурсы самого клиента. Впрочем, тоже самое можно сказать и обо всех остальных техниках НЛП, все они используют гипнотическую индукцию, позволяющую вступить в контакт с подсознанием. Основная форма обучения существующая сейчас - через профессиональные семинары-тренинги для специалистов в области психологии. Конечно, на такие тренинги могут попасть случайные люди, так, из любопытства, но это бывает редко из-за высокой стоимости тренингов. Большие деньги тратит тот, кому это по настоящему надо. На элитные тренинги международного уровня приезжают, конечно же, люди с высшим образованием, многие имеют научные звания кандидата или доктора наук. Специалист в области НЛП может иметь разные уровни подготовки: начальный, практик, мастер и тренер международной категории. Это подтверждается соответствующим сертификатом, где основным является не печать учреждения, а подлинная подпись известного специалиста в этой области. Если говорить об изучении НЛП в широком смысле, то его изучают все кому не лень совершенствоваться. Для отдельных профессиональных групп: педагогов, медиков, бизнесменов, специалистов в области рекламы, руководителей, страховых агентов, продавцов, секретарей-референтов проводятся специализированные тренинги теми кто уже прошел хорошую подготовку в области НЛП. Таких профессионалов в нашей стране пока немного, грибница только выращивается. В разных городах создаются лаборатории по применению НЛП в образовании, которые финансируются из федерального бюджета. В этих лабораториях разрабатываются новые методики обучения, компьютерные обучающие программы, использующие биообратную связь. Компьютеры сейчас обладают мощной памятью, огромным быстродействием и различным периферийным оборудованием, - но они бездушны, не умеют чувствовать собеседника, не умеют эффективно вступать в коммуникацию, подстраиваясь под человека. НЛП позволяет в недалеком будущем устранить эти недостатки. В некоторых вузах психологи включают в программу подготовки студентов элементы НЛП, НЛП - это новые психотехнологии общения, поистине эффективные и гибкие, так как они используют биообратную связь. Это так приятно находиться в обществе человека, который тебя понимает и чувствует, разделяет твои мысли и убеждения, это так замечательно понимать самому других людей, понимать без слов, уметь их чувствовать, уметь их переубеждать, делать их союзниками, друзьями. Эти качества просто бесценны в бизнесе, при ведении переговоров, при обучении, в семье, в школе, в вузе. Они нужны политику, страховому агенту, юристу, продавцу, медицинскому работнику, преподавателю, руководителю фирмы, специалисту по рекламе. Сейчас НЛП успешно используется при ведении предвыборных компаний, создании эффективных рекламных роликов. НЛП позволяет создавать и использовать новые стратегии поведения, и система или лицо с наибольшей гибкостью в поведении, в конечном счете, будут контролировать взаимодействие. Большие возможности НЛП предоставляет в образовании, фактически оно разработано для эффективного обучения новым стратегиям поведения. Навыки преподавателя в НЛП, позволяют ему построить процесс обучения творчески и с наибольшей эффективностью. Это недирективный подход к преподаванию, в отличии от повсеместно используемого под лозунгом «делай как я». Если новый подход выразить также через какую-нибудь метафору, то можно предложить такой вариант: «я объясняю так, как понятно тебе». Некоторые проблемы, традиционно относящиеся к медицине, такие как фобии, аллергии, решаются просто, быстро и изящно, в течении порой десяти минут. Разные нежелательные привычки - не только курение и пьянство, но и другие, а также разные убеждения - например, «я никогда не смогу этому научиться!» можно изменять быстро и эффективно. НЛП дает другой взгляд на многие проблемы, и само это направление ориентированно на эффективное принятие решений в различных человеческих областях. Научное знание лежит вне этики, но его конкретное применение носит уже этический характер. Но можно заметить и другое, что человек, знакомясь с технологией НЛП и его философией, становится лучше. И не удивительно, ведь основатели НЛП стояли на позициях гуманистической и гештальт психологии. Можно сказать, что НЛП изучает этичные средства для достижения цели, цель в НЛП не борьба, не сражение, а взаимопонимание и сотрудничество двух сторон. Технологии НЛП позволяют понять в чем эффект воздействия различных шаманских обрядов и народных заговоров, к которым до сих пор прибегает достаточно большое количество людей. Носители этих народных знаний закрывают свою нишу. На уровне образования этих бабок не так уж мало людей, они скорее пойдут к бабке, чем к врачу или к психологу со своими проблемами. Эти бабки и дедули по-своему умные, вот научного образования у них маловато, это да. Но получи они образование, научные звания, и они потеряют свою клиентуру. Для некоторых недалеких людей высшее образование это как шоры на глазах у лошади, позволяющие красиво бежать по широкой асфальтированной дороге и не замечать прелестей вне ее. А по результативности эти бабушки и дедули подчас дадут фору иному дипломированному врачу. Их опыт достоин изучения, но для этого нужно находиться на каких-то позициях, с точки зрения чего изучать, если науки, то какой? Умный человек - изучает, глупый - перенимает. НЛП обучает необходимой гибкости в общении с клиентами, разными по своему культурному уровню. Создатели НЛП часто приводят примеры из книг Карлоса Кастанеды, где старый индеец из племени яки дон Хуан обучает своего ученика премудростям «магической реальности» [1]. Существует проблема. К какой области она относится? Да не к какой, пока ей не начинает кто-нибудь заниматься. Это всегда проблема конкретного человека. И ему решать, в первую очередь, какими методами решать свою проблему: медицинскими, психологическими, религиозными. И каждый из них хорош по своему, и у человека должен быть выбор. Медицинской эта проблема становится, если человек обращается за помощью к врачу. Врач может использовать, например, «заговоры», но в этот момент он перестает быть врачом и становится знахарем. Психологи сейчас часто используют возрастную регрессию для решения проблем, связанных с поведением. В НЛП так же разработаны различные техники работы с линией времени. Это очень интересные приемы. В состоянии транса удается вспомнить давно забытые факты своей биографии, вплоть до своего рождения, вспомнить свое рождение, и еще дальше, оживить некоторые ощущения внутриутробного развития. Наша жизнь наполнена не только минутами счастья, смеха и радости, но и периодами боли, печали, горя, депрессии, ошибок. Эти паттерны как бы похоронены в нашем «бессознательном». И это хорошо. Процесс обучения состоит из проб и ошибок. Позитивный опыт сохраняется, а негативный как ненужный «хоронится», и не стоит без нужды ходить на кладбище своего «бессознательного» и раскапывать эти могилы. Однако в ряде случаях такой вытесненный негативный опыт является ограничивающим, что отражается на психофизиологических уровнях, и может составлять основу внутреннего конфликта (не конгруэнтность). В этом случае использование регрессионных техник является вполне оправданным. Как изменить свою жизнь в лучшую сторону? Могут ли в этом помочь методики НЛП? - Нужно постоянно учиться! Быть готовым к изменениям в своей жизни, готовым совершать какие-то действия, постоянно меняться самому. Жизнь как река, она постоянно меняется, и мы тоже должны меняться постоянно, если хотим быть конгруэнтными. Если ничего не делать, то ничего и не может измениться. Не надо бояться ошибок. Лучше пусть будут ошибки, чем поражения. Ошибки могут привести к цели, а бездействие только к поражению. Роберт Дилтс, специализирующийся в области НЛП, спасший свою мать от рака груди, хотя прогноз врачей был безнадежен, выделил три основные компоненты в процессе обучения: вам нужно ЗНАТЬ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ, вы должны ХОТЕТЬ ИЗМЕНЕНИЙ и вы должны ДАТЬ СЕБЕ ШАНС произвести эти изменения. Хотите измениться? - Так дайте себе шанс и изучайте как это сделать. Изучайте НЛП! У Германа Гессе есть прекрасные строки: «Засасывает круг привычек милых, Уют покоя полон искушенья. Но только тот, Кто с места сняться в силах, Спасет свой дух живой от разложенья.» Отметив многие положительные черты НЛП, его основные достоинства, нельзя не выразить и некоторые опасения. НЛП как направление в психологии достаточно молодое, сейчас оно впитало в себя многие положения из разных психологических школ. Не все эти школы признали новое дитя, многие, особенно западные психологические центры, относятся с неодобрением к новому направлению, обвиняя НЛП в манипулировании сознанием. Резкость высказываний адептов НЛП, не всегда обоснованная критика ими других направлений, чрезмерно практическая направленность, введение своей терминологии, не всегда согласованной с общепринятой, может привести к потери доверия со стороны серьезных школ к этой дисциплине и затруднить ее развитие. Литература 1. Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная Реальность. Путешествие в Икстлан. Пер. с англ. - К.: «София», Ltd., 1992. 2. Хант Э. Искусственный интеллект/пер. с англ. - М: Мир, 1978. 3. Grinder G., Bandler R. The structure of Magic. - Palo Alto, Science and Behavior Books Ins., vol.I, 1975. 4. Grinder G., Bandler R. The structure of Magic. - Palo Alto, Science and Behavior Books Ins., vol.II, 1975. 5. Grinder G., Bandler R. Transformation. - Moab, Utah: Real Pe-ople Press, 1981. 6. Bandler R., Grinder G. Frog ito princes. - Moab, Utah: Real People Press, 1979. 7. Bandler R., Grinder G. Refraiming. - Moab, Utah: Real People Press, 1982. 8. Bandler R. Using your brain for a change. - Moab, Utah: Real People Press, 1985. | |
Категория: НЛП | Добавил: PB (26.11.2009) | |
Просмотров: 4983 |