5 архетипов

Дизайн сцены и парад ролей

Работая с "Театром…", в четырёх углах кабинета (сцены) располагают Дома Принца, Воина, Мага, Короля. Дом Шута — в центре. При этом клиенту сообщаются типичные для каждой роли модели поведения. Чтобы в эти рамки он мог поместить, бережно осознать и, если нужно, скорректировать собственные убеждения и действия. Архетипы помогают сделать это легко и естественно, поскольку имеют свойство объединять в одном смысловом поле — Доме — все виды противоположностей — позитив и негатив, силу и слабость, сакральное и профанное, а также мужское и женское начала.

Принц — наследник ценностей и продолжатель традиций своей семьи, рода, страны. И — искатель новизны. Его задача в развитии души — наработка эмоций и впечатлений для постройки внутреннего образа мира. Отказ от ценностей предков превращает его в безродного Бродягу, а жёсткая привязанность — в зависимого Маменькиного сынка. Самое болезненное чувство — обида.

Дело Воина — достижение чётко поставленной цели. Реализация: экспансия, защита, производство. Ценности — эффективные навыки и технологии. Основная задача — обуздать собственную агрессивность. Воин всегда на границе: перед ним — цель, позади — ценность, которую он защищает. Фиксируясь лишь на цели, он может стать Убийцей, исключительно на ценности — "пушечным мясом" в чужой войне. Самое болезненное для него — несправедливость…

Король — созидатель и хранитель системы, гарант её стабильности и развития. Семья ли это, бизнес или государство. Он устанавливает её границы и правила, распределяет ресурсы. Задача — объединять других, создавая условия для жизни. Ценности — зрелая любовь, ответственность, забота о развитии. Слабость — в чрезмерном отождествлении себя с системой и забвении законов более высокого уровня, ограничивающих его власть и, одновременно, делающих её возможной. Если это происходит, расплата в виде отставки с должности или развода в семье может стать фатальной. Самое страшное для Короля — предательство. А ролевые противоположности — Марионетка и Диктатор.

Дом Мага — место уединённого созерцания. Маг хранит знания о прошлом, анализирует настоящее и моделирует будущее. Озарения открывают перед ним базовые законы жизни и перспективы системы, в которой он живёт. В этой роли человек эмоционально отстранён от происходящего вокруг. Не понятый окружением, может стать изгоем. Или злодеем, если использует своё интеллектуальное превосходство для мести. Отвращение, тревога и зависть, искажающие интуитивное вИдение — самые неприятные эмоции здесь.

Шут — регулятор психического напряженияНе боясь "потерять лицо", выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый — служит человеку и обществу, Чёрный — на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута — переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером — без собственной позиции и, в общем, без судьбы.

Итак, в театре архетипов клиент исследует свою проблему из разных Домов, с разных точек зрения. И учится тонко регулировать очерёдность и точность включения в различные роли. Осознанно опираясь на свои силы и компенсируя слабости. И тогда его Воин отважно защищает Принца, Король ставит перед Воином реальные достижимые цели, вовремя отличает его и награждает, Маг раскрывает перед Королём перспективы и предупреждает об опасности. Шут не даёт Принцу скучать, Воину тупо упираться в свои цели, Королю — закоснеть в мнимом всемогуществе, Магу — отлететь от реальности.

Так, играя на сцене собственной души, человек решает серьёзные жизненные задачи, как профессиональные, так и личные, на четырёх уровнях — ощущений, эмоций, мыслей и — реальных действий.



Источник: http://art-psychology.org/театр-архетипов/
Категория: ДСП | Добавил: PB (24.04.2017) | Автор: Чеглова Ирина Алексеевна
Просмотров: 1225
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]