Главная » Статьи » Статьи Барабаша » НЛП

НАПИСАНИЕ СТИХОВ

 

НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ  

 

ПРОЦЕССА НАПИСАНИЯ СТИХОВ

 

© Барабаш Павел Иванович,   Хабаровский центр НЛП,  www.mynlp.ru


 

Основная цель исследования – изучение стратегии поэтического творчества и создание модели когнитивной стратегии написания стихов, позволяющей выразить эмоциональное переживание ассоциированной реальности.

В качестве методов исследования использовались технологии нейролингвистического программирования [1,2]. Объектом моделирования были субъекты, т.е. реальные поэты и поэтессы, имеющие публикации.  В процессе моделирования использовались имплицитный и эксплицитный подход. Когнитивная стратегия написания стихотворения состоит из двух основных шагов: создание мотивации на творчество  и написание строк стихотворении.

Для записи стратегий будем использовать символьные обозначения операций в репрезентативных системах согласно модели Т.О.Т.Е. [1].

Для организации процесса написания стихов необходимо, создать внутри себя творческое состояние, и далее, поддерживая это состояние, составлять рифмованные строки, отражающие в метафорической форме реальность в разных сенсорных репрезентациях: (В, А, К), где В – визуальная, A – аудиальная, K – кинестетическая (область ощущений). Обозначения в тексте, которые используются:

— Внутренний диалог, в котором ставится цель создать стихотворение.

— Создание диссоциированного образа (картинки, фильма), для последующего кодирования в стихотворной форме.

— Ассоциирование с созданным образом, за счет изменения субмодальных характеристик кодирования информации.

— Текущие кинестетические  ощущения (чувства, эмоции).

— Эталонное кинестетическое состояние, мотивирующее к отражению внутренних ощущений в поэтическую форму.

— Внутренний стихотворный ритм.

— Внутренний диалог, где происходит создание двух рифмованных строк
в соответствие с 

— Кинестетические действия, т.е. написание двух строк стихотворения на бумаге.

— Завершение процесса написания стихотворения («выход» – в модели Т.О.Т.Е.)

— Связь между двумя репрезентациями.

— Операция сравнения двух репрезентаций, в данной работе - двух кинестетических ощущений.

— С помощью скобок мы отмечаем, что несколько репрезентаций поддерживаются одновременно

— В скобках отмечаем, что одна репрезентация является триггером для создания другой.

— Петля обратной связи в модели Т.О.Т.Е., означающая, что операции (действия)  должны продолжаться, т.к. цель еще не достигнута.

Далее приводится эксплицитная модель стратегии написания стихов, состоящая из двух основных шагов: создания творческого состояния и создания строк стихотворения.

 

Шаг-1. Создание творческого состояния

 

 

 

  1. Вы ставите цель, т.е. говорите себе (внутренний диалог), что желаете написать стихи и выбираете тему.

  2. Закройте глаза (необязательно) и создайте яркую картинку чего-то волнующего вас на заданную тему - , эмоционального (позитивного или негативного) содержания. Это может быть как воспоминание  о реальном опыте, так и мысленная конструкция  того, о чем вы мечтаете и страстно хотите, то о чем хочется сказать кому-то, поделиться. Можно дополнить картинку звуковой дорожкой (звуками природы и т.д.). Там, в этой картинке, могут быть запахи и вкус, кинестетические ощущения.

  3. Приблизьте картинку к себе так близко, чтобы возникли сильные эмоции, т.е. ассоциируйтесь с опытом - .

  4. Далее мы сравниваем состояние текущее эмоциональное состояние с некоторым эталонным состоянием ,  которое мотивирует заняться творческим процессом. Если эмоции слабы и не вызывают желания отразить их на бумаге в стихотворной форме, то вернитесь к п.2.

  5. Откройте глаза, если они у вас закрыты, сохраняя полученное состояние творчества .

Шаг-2. Создание строк стихотворения

  1. Испытывая созданные кинестетические ощущения и эмоции , вы приступаете к написанию двух строк стихотворения.

  2. Одновременно вы обозреваете картинку событий (фильм), добавив внутренний стихотворный ритм , который постоянно поддерживайте в себе, и сделайте так, чтобы он ритм звучал четко и громко.

  3. Сохраняя ритм, создайте пару рифмованных строк  относительно ваших чувств и видения -  .  Можно сначала найти два рифмованных слова, а затем сформировать строки.

  4. Запишите эти строки на бумаге .

  5. Сравните то чувство, которое сейчас  с эталоном, необходимым для поддержания процесса творчества.

  6. Если ваши чувства еще эмоционально окрашены, то вернитесь к написанию следующих двух строк (п.2.). Если нет, «села батарейка», то закончите данный процесс.

Данная стратегия написания стихов, состоящая из двух основных шагов,  позволяет использовать ее как в образовательном процессе, например в школе, так  и для самостоятельного освоения. Итак, основные шаги:

  1. Определите тему.

  2. Отключите телефон, и устранить другие внешние раздражители, отвлекающие от процесса творчества.

  3. Подготовьте ручку и блокнот.

  4. Удобно расположиться в кресле.

  5. Создайте мотивацию, выполнив шаг-1.

  6. Напишите стихотворение, выполнив шаг-2.

Литература

  1. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
  2. Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1-3. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 384 с.

 

Категория: НЛП | Добавил: admin (28.01.2012) | Автор: Барабаш Павел Иванович W
Просмотров: 4109